Каменистое взморье в Мерсрагсе— место, где оживают древние легенды. Откуда в Мерсрагсе такие большие скопления огромных камней, возвышающихся из воды вдоль всего побережья чуть ли не до самой Рои, до сих пор толком неизвестно. Ученые спорят: возможно, их оставил в совершенно незапамятные времена отступавший на север ледник? Но деятели науки все равно не понимают, откуда в этих местах столько валунов в воде! Хотя, может, больше правды расскажет легенда? В древности в здешних краях жил великан, от дыхания которого замерзало все кругом. Когда из–за этого поблизости не осталось уже ничего живого, единственное, чем развлекался гигант: он собирал в лесах и на лугах валуны, выковыривал их пальцами из замерзшей земли и бросал на поверхность Ледяного озера. Великан любил смотреть, как огромные камни в лучах яркого солнца проламывают с громким хрустом корку льда. Но когда и это занятие ему наскучило, он пошел дальше — на север, где жили его братья. Он унес с собой и холод. Вскоре места, которые морозил великан, ожили. И когда Ледяное озеро растаяло, стало видно, сколько камней набросал великан!

  Несложно догадаться, что когда–то Балтийское море было тем самым Ледяным озером. Это подтверждают и ученые. Впрочем, по великанским меркам наше море и впрямь озеро, которое гиганту даже в самых глубоких местах было в лучшем случае по колено. И ледник действительно покрывал все побережье Прибалтики, пока не отступил дальше на север. А вся часть Рижского залива от Мерсрагса вплоть до мыса Колки в древности была берегом того самого Ледяного озера. По этому берегу и теперь можно прогуляться по огромных холмам, высоким белым дюнам, к которым подступают стройные сосны.

Но ледник ушел, прилив с веками намыл горы песка, которые оставались за валунами и не могли уйти обратно с водой. Так постепенно, столетие за столетием, образовался перешеек, отделяющий от Балтийского моря прекрасное озеро Энгуре (кстати, если вы сейчас туда отправитесь, то по берегам еще увидите снег!). И это озеро до середины позапрошлого века было огромным, пока один местный барон не приказал осушить его часть под пашни. Люди прорыли канал в море, и вода начала быстро уходить. Но обнажившаяся земля оказалась, вопреки надеждам барона, совершенно непригодной для пашни. Хорошо еще, что рельеф берега озера такой, что успел задержать достаточно воды, а иначе Энгуре вообще пропало бы!

  А то, что после проказ великана, замораживающего все кругом, край действительно ожил, доказывает следующее. Сейчас окрестности Мерсрагса — рай для зверей и птиц. К примеру, здесь обитают 80% видов пернатых от всех встречающихся в Латвии! Теперь как раз самое время прогуляться вдоль берега моря за Мерсрагсом. Это время перелетных птиц, возвращающихся в родные края с зимовки. Они часто садятся на камни у берега залива, чистят перышки, отдыхают и обдумывают маршрут — куда лучше лететь дальше, где вить гнезда и обзаводиться потомством. Здесь вам и чайки самых разных видов, которые зимовали в жарких краях, и крачки, и редкие виды уток, покидающие Латвию в холодное время года. У берега, если, конечно, повезет, можно увидеть и гигантских хищных птиц, например, орлана–белохвоста.

  Полно в Мерсрагсе и лебедей: те, которые постарше, снежно–белого цвета, охраняют молодых птиц, пока еще серого окраса. В отличие от лебедей, пережидавших зиму в городах, эти — дикие, к человеку стараются не приближаться, а знай себе плавают на мелководье среди огромных камней, разбросанных в древности великаном.