На рыбалке у костра.

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » На рыбалке у костра. » Для рыболовов увлеченных ловлей с лодки. » О ловле в отвес с дрейфующей лодки.


О ловле в отвес с дрейфующей лодки.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

О ловле в отвес с дрейфующей лодки.

http://i033.radikal.ru/0905/66/4796035b6254.jpg

Прокомментировать статью Гвидо Джубелта «Вертикальная» рыбалка в полноводных реках» мы попросили опытного рыболова Геннадия Лазарева.

Начну с того, что статья «Вертикальная рыбалка в полноводных реках» меня кое-чем удивила. Дело в том, что ловля хищника в отвес с движущейся лодки представляется автором как некая новинка и чуть ли не последнее достижение рыболовной мысли. Причем приоритет отдается голландцам. Уверен, что появился этот способ ловли не сейчас, а задолго до появления колеса, и, думаю, не в Голландии. В течение сотен лет менялись снасти, плавсредства, а суть метода оставалась прежней - это удержание приманки у дна в ходе поиска хищника с перемещающегося плавсредства. Правда, автор описывает ловлю в отвес с управляемой двигателем лодки, а не с дрейфующей... Может, в этом новизна? Что еще хотелось бы заметить: ловить в отвес одной рукой, а другой управлять лодкой на течении, это очень сложно, гораздо сложнее, чем может показаться неопытному рыболову. В статье же мало сказано о том, как все происходит на практике. Я, например, так и не понял, как удается автору одной рукой держать снасть и одновременно подматывать леску на катушку. А еще мне так и осталось непонятно, каким образом перемещается лодка под действием электромотора. Против или поперек течения, удерживается на одном месте или все же дрейфует, но с несколько иной скоростью, чем скорость течения? А это важно, от этого зависит настройка снасти: жесткость удилища, выбор лески, вид и вес приманки, да и в технике управления приманкой появляются нюансы. Зато в вопросах выбора снастей, приманок и управления ими я с автором полностью солидарен.

К сожалению, у меня нет опыта ловли с управляемой мотором лодки на течении. Зато мой «стаж» ловли в отвес с лодки, дрейфующей под воздействием ветра и течения, исчисляется более чем тремя десятками лет. Так что я не стану рассуждать о том, в чем прав, а в чем неправ Гвидо Джубелт, а остановлюсь на более простом и доступном большинству наших рыболовов способе ловли, позволяющем обойтись без двигателя. И, конечно, постараюсь провести своего рода сравнительный анализ.

Сам по себе способ ловли с дрейфующей лодки прост, освоить его нетрудно за 2-3 рыбалки, а вот совершенствоваться можно бесконечно. Способ эффективен и по открытой воде поздней осенью, когда от мороза кольца снасти забиваются льдом, а появившаяся шуга делает ловлю спиннингом невозможной и ранней весной, когда ночной морозец покрывает водоем корочкой льда, и жарким летом, когда хищник сыт, ленив и особенно привередлив.

Лодка. Для ловли хищника в отвес в принципе подходит любая устойчивая лодка. Мне приходилось ловить с различных лодок и уже сложилось определенное мнение о пригодности каждой из них. Лучше других, на мой взгляд, подходит легкая двухместная весельная лодка, дополнительно оснащенная электрическим или механическим двигателем малой мощности, хотя его наличие не является обязательным. Мотор нужен для дальних переездов при смене районов ловли. На участке ловли, если это не река с сильным течением, передвижение на веслах предпочтительнее. Оно бесшумно, не мешает другим рыболовам и позволяет точнее выставить лодку в начальную точку дрейфа. Дополнительное оснащение лодки портативным эхолотом позволяет легко обнаружить неровности дна, скопление рыбы и облегчает ориентацию на участке ловли, в том числе и выход на начальную точку дрейфа.

Надувная лодка имеет ряд существенных преимуществ. Она легка, мобильна, удобна при транспортировке, легка в управлении. Но надувная лодка более подвержена проколам и другим механическим воздействиям. Она требует аккуратного обращения со снастью как при подъеме приманки в лодку, так и при вываживании рыбы, поскольку шипы спинного плавника судака не менее опасны для лодки, чем острые крючки приманки. При отсутствии высокого жесткого сидения ловля с нее еще и утомительна. Из-за мелкой осадки она сильнее парусит на ветру и сносится больше.

Тяжелая моторная лодка хороша при дальних переходах, приловле троллингом и спиннингом. Для ловли в отвес она довольно громоздка, инерционна и тяжела в управлении скоростью дрейфа. Маршрут ловли обычно короток, и частый запуск двигателя для возвращения в исходную точку дрейфа нежелателен по многим причинам.

Плавучий якорь. При ловле в отвес в ветреную погоду, когда ветер сильно разгоняет дрейфующую лодку и управление приманкой затрудняется, не обойтись без плавучего якоря (водяного паруса). Кому-то покажется курьезным, но когда-то при ловле в отвес мне и другим рыболовам приходилось в качестве водяного паруса использовать охапку срезанного камыша или веток с растущих по берегам кустов. В критических ситуациях такой импровизированный «якорь» может кого-то выручить и в наше время.

Используемый мной самодельный плавучий якорь представляет собой полотнище прямоугольной формы со сторонами 1,1 и 1,2 м из тонкой, но прочной синтетической ткани. В основание полотнища вшит металлический прут диаметром 9 мм (если тоньше, надо утяжелять свинцом), а сверху полотнища закреплена деревянная рейка, предназначенная для удержания всего устройства на плаву. Поскольку плавучесть рейки все-таки недостаточна, то для удержания якоря на плаву приходится уже на водоеме привязывать дополнительный поплавок - пустую пластиковую бутылку. В боковые прошитые стороны полотнища продернуты два регулировочных шнура. Их натяжением можно регулировать раскрываемую площадь полотнища, меняя тормозное сопротивление якоря. К концам рейки и металлического прута прикреплены четыре тонкие капроновые стропы длиной 1,2 м, сходящиеся в общий узел с петлей. К ней крепится шнур длиной 3 м для привязывания якоря к лодке. Для изменения площади рабочей поверхности якоря на боковых сторонах полотнища можно также закрепить короткие тесемки. Чтобы уменьшить тормозную способность якоря, и, следовательно, увеличить скорость дрейфа лодки, достаточно намотать часть полотнища на прут и завязать тесемки. Возможны и другие конструктивные исполнения плавучих якорей, но этот вариант, на мой взгляд, самый простой и эффективный. Так якоря, изготовленные на скорую руку из полиэтиленовой пленки, неустойчивы в работе и быстро рвутся. А попытки использовать импортный якорь, выполненный в виде сужающегося мешка, оказались неудачными из-за слишком медленного его раскрытия на коротких траекториях дрейфа.

Снасть. Иногда для ловли в отвес с дрейфующей лодки я использую зимние удочки для ловли судака. Ловить ими удобно -отслеживать приманкой дно довольно легко. Недостаток состоит в том, что при вываживании рыбы руками леска выбирается и укладывается под ноги на дно лодки, где она цепляется за пайо-лы и вещи. В ветреную погоду это часто приводит к ее запутыванию и потере времени. Поэтому в последнее время использую другую снасть. Это недлинное спиннинговое удилище с инерционной катушкой (модернизированная «Невская»). Такая катушка удобна не только для отслеживания дна, но и для вываживания пойманной рыбы. Удилище держу почти горизонтально, его вершинка в 10-15 см от поверхности воды. При резком увеличении глубины во время дрейфа барабан катушки освобождаю, просто убирая палец с его щечки, и леска свободно разматывается под тяжестью приманки до касания ею дна. При уменьшении глубины достаточно легким движением руки привести барабан во вращение в сторону намотки лески, и он моментально выберет ее слабину. При вываживании рыбы леску тоже наматываю на барабан. В такой снасти, когда леска выматывается на катушку, целиком оправдано использование шнура. Это повышает чувствительность снасти и качество подсечки, да и зацепы приманки при дрейфе лодки происходят довольно часто, так что увеличение прочности снасти не будет лишним.

Удилище подбираю длиной 1,2-1,5 м. Благодаря этому можно во время ловли сидеть на середине лодки, что исключает ее крен, опасный уже при средней скорости ветра. Такая длина удилища облегчает подсечку рыбы и ее вываживание, а также дает возможность удерживать приманки у дна при небольших перепадах глубин без использования катушки. Наличие кивка на конце удилища считаю желательным. Он нужен не столько для фиксации слабых поклевок, сколько для своевременного обнаружения момента касания приманкой дна и придания ей колебательных движений во время ловли. Своевременная же фиксация касания приманкой дна очень важна. Ведь волочение приманки по дну крайне нежелательно, особенно когда она оснащена тройничком. После касания должен последовать немедленный подъем ее от дна, ибо это единственный способ избежать засорения крючков и частых обрывов приманки.

Тактика ловли. Успех ловли в отвес с дрейфующей лодки, как и любой другой ловли, прежде всего зависит от того, как справишься с поиском рыбы. Найдешь рыбу - успех, считай, обеспечен, ну, почти обеспечен. А вот как ее найти, когда рыбы становится все меньше и меньше? Последние годы без эхолота я на рыбалку уже не езжу - хоть он и не панацея от промахов, но помощник верный. Поиск веду так. Заранее определяю на реке характерные места: устья впадающих речек, ручьев, проток, каналов, бывшие места работы земснарядов, выходы из заливов. В пределах голубой зоны Киева они почти все известны, так что плыву в район ловли и уже там начинаю поиск. Включаю эхолот и плыву от берега. Нахожу свал и зигзагами плыву вдоль него вверх или вниз по течению. Ищу места с наибольшей глубиной. Обнаружив яму, обследую ее: нахожу вход и выход, свалы. Мысленно рисую рельеф дна всей ямы или ее части, если она большая. Сориентировавшись относительно течения и ветра, намечаю маршрут дрейфа, после чего выхожу в исходную точку, опускаю водяной якорь и дрейфую. Сплавившись и обловив какой-то участок, уточняю свои расчеты относительно исходной точки дрейфа. Потом сплавляюсь еще несколько раз параллельными галсами, каждый раз из новой точки, расположенной правее или левее предыдущей метров на пять.

Несколько слов о том, что влияет на эффективность ловли. Гвидо Джубелт пишет о том, что чем сильнее течение в месте ловли, тем больше поклевок. Мне при ловле в отвес в последние годы ничего подобного наблюдать не приходилось. Даже если лодка стоит на якоре. Скорее даже наоборот: «дали» сильное течение - поклевки при ловле в отвес прекратились. Думаю, что столь разные результаты связаны с тем, что лодка у Гвидо на месте все же не «зависает», а дрейфует, но с гораздо меньшей скоростью, чем скорость течения. Таким образом постепенно облавливается большой участок. Если бы лодка оставалась на одном месте, поклевок и в их «рыбных» реках, думаю, было бы немного.

В наших условиях, когда лодка перемещается под воздействием ветра и течения, успех во многом зависит от направления и скорости ее дрейфа относительно неровностей дна. Направление дрейфа желательно такое, чтобы лодка шла вдоль свалов или проходила над ними под малыми углами. Двигаясь под прямым углом к свалу, лодка быстро проскочит наиболее интересный участок ловли.

Скорость дрейфа лодки влияет как на выбор приманки, так и на эффективность ловли. При медленном дрейфе лодка почти стоит на одном месте, и поклевки, как правило, редки. Если скорость дрейфа большая и не удается при резких изменениях глубины удерживать приманку у дна, рассчитывать на успех тоже не стоит. По моему опыту, предпочтительней средняя скорость, при которой лодка 1 м преодолевает за 5-7 секунд. Для изменения скорости дрейфа можно менять рабочую площадь поверхности якоря, для чего можно затянуть боковые шнуры полотнища или частично смотать его на прут, вшитый в основание, и завязать боковые тесемки, чтобы предотвратить раскручивание. При отсутствии боковых регулировочных шнуров и тесемок рыболовы поступают иначе. Они опускают плавучий якорь полностью в воду (при сильном или среднем ветре) или вешают его на борт лодки (при слабом ветре). Вешают так, чтобы металлический прут и часть полотнища находились в воде. Чем глубже опущено полотнище в воду, тем сильнее торможение лодки. Наибольшее торможение получается при полностью опущенном в воду и раскрытом якоре, привязанном к носу лодки.

Изменение направления дрейфа лодки зависит от того, где привязан якорь к лодке или где он свисает сее борта, а также от придания якорю бокового скольжения в воде путем затягивания регулировочного шнура на од ной из боковых сторон полотнища. Если якорь привязан к носу лодки, то она в водоеме без течения движется строго по ветру, совершая медленные маятниковые перемещения относительно направления движения. Амплитуда колебаний тем больше, чем длиннее удерживающий якорь шнур. Эти движения лодки из стороны в сторону расширяют облавливаемую зону, но и усложняют ловлю, вынуждая рыболова постоянно отпускать и подматывать леску на катушке, даже если дно ровное. Якорь, привязанный к борту или повешенный на него, заставляет лодку двигаться под углом к ветру. Меняя борт привязки, можно добиться скольжения лодки вправо или влево относительно направления ветра.

Выбор приманки. Приманки для отвесной ловли хищника с лодки ничем не отличаются от тех, что используются для ловли со льда. Это балансиры, мягкие пластиковые приманки, «вертолеты», бактейлы («бородки» из шерсти), живцы, снулые мальки, блесны. Эффективность их в различных условиях ловли разная. При этом я считаю, что наиболее универсальной приманкой при ловле хищной рыбы в отвес является живец. Поскольку наживка опускается в воду, а не забрасывается, то рыбка долго остается активной. В качестве живца чаще других использую бычка. С понижением температуры воды бычки уходят от берега и прячутся, поймать их становится сложно, и наступает время ловли на искусственные приманки. Март именно такой месяц.

Тип искусственной приманки выбираю в зависимости от скорости дрейфа лодки. Если она велика, предпочтение отдаю мягким пластиковым приманкам (виброхвостам и твисте-рам на джиг-головках), балансирам с хвостиками из шерсти и «вертолетам»'. При малых скоростях дрейфа чаще ставлю балансиры, причем не самые дорогие, или блесны для вертикального блеснения. При средних скоростях пробую ловить на все типы приманок, пока какая-то из них не проявит себя лучше других. Определившись с типом, продолжаю экспериментировать: менять размеры, форму и окраску. Вес приманки предпочитаю минимально достаточный для удержания приманки у дна при небольших отставаниях ее от лодки. Угол отставания - не более 15-20° от вертикали. Цвета приманок использую различные, но контрастирующие на общем фоне и фоне дна на глубине ловли. На песчаном дне лучше работают темные цвета (синие и черные), на глинистом, наоборот, светлые (желтые, зеленые, белые и др.). По моим наблюдениям самыми эффективными являются комбинированные раскраски приманки с резкими переходами светлых и темных тонов. Техника игры приманкой. Техника игры приманками при ловле в отвес с дрейфующей лодки несколько проще, чем при ловле со льда. Поскольку лодка проплывает мимо находящегося в засаде хищника относительно быстро, то времени у него для раздумий немного. Нет необходимости в большом разнообразии движений приманки, хищник просто не успеет их рассмотреть. При этом гораздо важнее однообразие движений и монотонность игры. Достаточно, чтобы приманка, слегка покачиваясь, проплывала на высоте 5-15 см от дна, касаясь его через 0,5-1,0 м. А вот темп игры, интенсивность движений необходимо подбирать.

Еще хочу обратить внимание на следующее. Если приманка снизу оснащена тройником, то при ловле на свалах он часто цепляет ракушки. При ловле со льда это бывает редко, а при ловле с движущейся лодки очень часто. В момент касания приманкой дна, напоминающего слабую поклевку, следует делать подсечку, и, если приманка, отрываясь от дна, оказала небольшое сопротивление, возможно, что тройни-чок зацепил ракушку. Не поленитесь, вымотайте леску и проверьте приманку. Зацепившаяся даже небольшая ракушка может быть причиной отсутствия клева.

Геннадий Лазарев

Рыболовный мир №2 2008г.

0

2

Несколько раз пробывал, на живца  были поклевки, но ловил на заглот, а надо было с тройниками. Сейчас вода высоковата сильно прёт. Прикупил РАТТЛИН очень подходит для сей ловли :cool:

0


Вы здесь » На рыбалке у костра. » Для рыболовов увлеченных ловлей с лодки. » О ловле в отвес с дрейфующей лодки.