[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=I2i-zprYmkM[/youtube]
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=kGfdVnyHgEo[/youtube]
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=wIEXE2hT5vg[/youtube]
На рыбалке у костра. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » На рыбалке у костра. » Катера Лодки Моторы » Выбираем Катер Лодку Мотор.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=I2i-zprYmkM[/youtube]
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=kGfdVnyHgEo[/youtube]
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=wIEXE2hT5vg[/youtube]
ВЫБОР И ПОКУПКА ЛОДКИ
О чем нужно подумать
Не спешите сделать покупку. Имеют значение не только внешний вид и цена лодки.
- Прежде всего постарайтесь дать себе отчет, для чего она вам нужна (рыбная ловля или охота, кратковременные прогулки, длительные туристские походы)?
— На какое число пассажиров и количество багажа надо рассчитывать? Каким должен быть уровень комфорта: нужны ли рубка и спальные места в лодке, тент, мягкие сиденья, дистанционное управление?
— Какую скорость вы рассчитываете получить и с каким мотором? Каковы будут при этом расходы на горючее?
— Где вы собираетесь плавать и каковы условия плавания в районе эксплуатации будущей лодки?
— Где будет лодка стоять, как оборудовано место стоянки и зимнего хранения, как вы будете спускать ее на воду и поднимать на берег? Придется ли вам перевозить лодку по суше, а если да, то как именно?
— Теперь внимательно ознакомьтесь с характеристиками имеющихся в продаже моделей . Выбирайте такую лодку (и с таким мотором), которая наилучшим образом будет удовлетворять вашим вполне определенным требованиям.
Глиссирующая или водоизмещающая?
Все малые суда можно разделить на водоизмещающие и глиссирующие.
Водоизмещающие лодки поддерживаются на плаву всегда — (как на стоянке, так и на ходу) только архимедовой «силой поддержания». Напомним, что по величине эта сила равна весу воды, вытесняемой корпусом судна.
Глиссирующее (скользящее) судно в неподвижном состоянии плавает на воде, ничем не отличаясь от водоизмещающего. Но при повышении скорости главную роль в поддержании судна на воде начинают играть уже иные — динамические подъемные силы, возникающие на плоских участках днища. Судно начинает глиссировать при условии, что его плоское днище на ходу располагается под небольшим (обычно 3—6°) углом — углом атаки — к поверхности воды, а скорость достигла определенного минимума.
Нижний предел скорости для выхода на режим глиссирования зависит от полного веса судна (с оборудованием, мотором и пассажирами). Можно оценить его по формуле
v=34х(корень 6 степени из D) км.ч
где D - вес судна, тс. Например, при D=500кгс=0,50тс
v=34х(корень шестой степени из 0,50)=34*0,9=30,6 км.ч
Естественно, мощность двигателя должна быть достаточной для достижения этой скорости. Для грубой оценки можно считать, что лодка выйдет на глиссирование только при том условии, что на каждую лошадиную силу имеющейся мощности приходится не более 25 кгс полного веса лодки.
С 20-сильным подвесным мотором большинство глиссирующих лодок при малой нагрузке развивает скорость до 40 км/ч. Это особенно важно для горожан, которые выходят на прогулки после рабочего дня и в конце недели: за какие-нибудь два часа можно добраться до дачных мест на отдых или рыбалку и так же быстро вернуться домой. Однако те же лодки с тем же мотором, но с четырьмя пассажирами, т. е. с большой нагрузкой, будут развивать уже значительно более низкую скорость 20—32 км/ч, расходуя на каждый пройденный километр 0,5 л бензина (40—50 л на 100 км). Зная такую «чувствительность» глиссирующей лодки к нагрузке, приходится при выходе в плавание следить за весом принимаемого на борт снаряжения и припасов, ограничиваясь лишь самым необходимым. (При этом надо прикинуть практически достижимую с данной нагрузкой скорость и подумать о том, где и когда можно будет пополнить запас топлива.)
Другой существенный недостаток глиссирующих лодок — низкая мореходность: их плоскодонные корпуса (рис. 1) сильно ударяются даже о небольшую волну, кокпит забрызгивается.
Нередко бывает так, что «проскочив» водохранилище в субботу, в воскресенье водитель и пассажиры вынуждены возвращаться домой сухопутным транспортом. А в дальних походах иногда приходится по нескольку дней «ждать у моря погоды». (Правда, существуют и достаточно мореходные типы глиссирующих судов. Корпуса их, как правило, имеют более сложную форму и в частности — увеличенную килеватость днища. Но для вывода на глиссирование судов с такими обводами требуется значительно большая мощность двигателя, чем Для классической плоскодонки.)
Водоизмещающие лодки (рис. 2) в принципе более мореходны и комфортабельны, но зато скорость их вдвое, а то и втрое ниже. Для них существует предел скорости, превышать который не имеет смысла, так как это потребует многократного повышения мощности двигателя. Обычно скорость водоизмещающего судна длиной 6—8 м при мощности двигателя 5—15л. с. составляет 14—18 км/ч, причем с увеличением нагрузки скорость практически не уменьшается. Это и дает возможность как следует оборудовать катер для туризма и меньше ограничивать себя, принимая запасы и снаряжение.
Для катеров этого типа справедливо старое правило — «длина бежит». Чем длиннее катер (при том же водоизмещении и той же мощности), тем большую скорость он может развить. Наконец, при установке экономичного четырехтактного стационарного двигателя расход топлива на 100 км пути будет не больше 20 л.
Все эти черты делают водоизмещающее судно незаменимым при выходе на большую воду и для дальних походов, когда особенно важны большая грузоподъемность и экономичность. Однако, покупая большой тяжелый катер, взвесьте свои возможности. Весной на ремонт такого судна уходит немало времени, а так как катер стоит на воде постоянно, он приносит много забот и в течение всей навигации. Ясно, что уход за глиссирующей мотолодкой, вес которой не превышает 200 кгс, как правило, значительно проще; и весенний ремонт и подъем ее на берег не составляют проблемы.
Какие моторные лодки можно купить в магазине?
В торговую сеть поступают моторные лодки около полутора десятков различных моделей. Обстоятельное знакомство с ними можно получить на лодочной стоянке, побеседовав с владельцем приглянувшейся лодки. Для предварительного же выбора могут быть использованы приводимые ниже сведения о наиболее распространенных типах судов.
Дюралюминиевая «Казанка» получила наибольшее распространение благодаря крупносерийному производству ее в течение многих лет и сравнительно невысокой стоимости. С 20-сильным мотором при одном водителе на борту эта относительно узкая и легкая плоскодонная лодка развивает максимальную скорость около 43 км/ч, однако она обладает недостаточной остойчивостью на поворотах и на волне, сильно забрызгивается, плохо управляется на попутном волнении. Недостаточно прочен и корпус этой лодки, особенно в местах заклепочных швов. Поэтому на «Казанку» не рекомендуется устанавливать моторы мощностью более 15 л. с.
Отсутствие самоотливной подмоторной ниши на транце и малый объем герметичных бачков в корме приводят к тому, что залитая водой «Казанка» всплывает носом вверх.
Сейчас выпускается модернизированная «Казанка-.МД», снабженная повышающими остойчивость и запас плавучести герметичными бортовыми наделками — булями, дистанционным управлением мотором, более высокобортная, чем первые «Казанки». Эксплуатация этой лодки допускается с мотором мощностью до 25 л. с.
«Южанка» — это также модификация «Казанки», снабженной булями. (Эскизы булей для самостоятельного изготовления приведены на стр. 86—87.)
Дюралюминиевая «МКМ» меньше «Казанки» по длине, но более безопасна в эксплуатации. Корпус ее в корме сделан широким, выгорожен моторный отсек. Носовые обводы несколько более острые, хотя в кормовой части днище такое же плоское, как и у «Казанки» (килеватость всего 3°.)
«Объ» — это дюралевая лодка того же класса, но с более современными обводами и архитектурой. Благодаря изогнуто-килеватому днищу и поднятой в носу скуле более мореходна, мягче всходит на волну. В кормовой части корпуса на бортах сделаны були; имеется подмоторная ниша. Эта легкая лодка хорошо идет не только с такими мощными моторами, как «Вихрь» или «Нептун», но и с 10-сильной «Москвой» или «Ветерком-12».
«Крым» — более тяжелая прогулочно-туристская лодка, пригодная для плавания в крупных водохранилищах или у морского побережья. Конструкция корпуса цельносварная из листов алюминиево-магниевого сплава, обладающего повышенной стойкостью к коррозии даже в морской воде. Лодка оборудована тентом, мягкими раскладными сиденьями и рассчитана на установку самого мощного из выпускаемых у нас моторов — «Вихрь-30».
«.Прогресс» — наиболее крупное и комфортабельное судно из распространенных у нас прогулочно-туристских «дюралек». При достаточно вместительном кокпите имеет носовой багажник, кормовой запирающийся отсек для хранения мотора. Снабжено тентом и съемными колесами для буксировки за автомобилем. Пригодно для плавания практически во всех внутренних водохранилищах страны. Естественно, ради этих качеств приходится жертвовать скоростью: с четырьмя пассажирами под 20-сильным «Вихрем» «Прогресс» развивает скорость не более 25 км/ч. При ходе на волнении ударяется о волну сравнительно плоским днищем, кокпит забрызгивается. К недостаткам лодки можно отнести и отсутствие самоотливной подмоторной ниши, невозможность установки двух подвесных моторов.
В новой модели «Прогресс-4» предусмотрена подмоторная ниша, носовые обводы корпуса сделаны более острыми, увеличена площадь кокпита.
Мореходные, но пока еще мало распространенные «Казанка-5» и «Днепр» отличаются вместительными высокобортными корпусами, снабжены запираемыми багажниками. «Казанка-5» имеет днище «закрученного типа» — с плоским участком у транца и острой, килеватой носовой частью. Обводы днища «Днепра» имеют большую килеватоеть (14°), постоянную по всей длине лодки от середины до транца.
«Казанка-2М» — самая крупная и вместительная из металлических мотолодок, выпускаемых промышленностью. Рассчитана на глиссирование с двумя моторами мощностью по 20 л. с. или на движение в переходном режиме с одним 20-сильным мотором при значительной нагрузке. На лодке может быть установлен и автомобильный двигатель, если корпус подкрепить дополнительным набором. Благодаря высокому надводному борту, заостренным обводам в носу и высоко поднятой у форштевня скуле «Казанка-2М» обладает хорошими мореходными качествами.
Пластмассовые мотолодки «Темп» и «Дракон» имеют идентичные корпуса и отличаются только внутренним оборудованием. Это вместительные мореходные лодки,
рассчитанные на установку двух подвесных моторов общей мощностью 50 л. с. Они могут быть рекомендованы для самых тяжелых условий плавания — на больших водохранилищах, вдоль морского побережья. Полезная площадь кокпита у «Темпа» несколько меньше, чем у «Дракона», зато имеется рубка-убежище, обеспечивающая экипажу всегда готовые сухие койки и надежную защиту от брызг в бурную погоду. Благодаря значительной килеватости днища (17,5° на транце) лодки отличаются комфортабельным ходом на волне высотой 0,5—0,6 м.
«Нептун» — прогулочная пластмассовая лодка меньших размеров, не рассчитанная на дальние туристские путешествия. Кокпит ее несколько тесноват для четырех человек, но в носу под палубой имеется достаточный объем для размещения палатки и спальных мешков. Может использоваться с одним или двумя подвесными моторами, но оптимальные результаты достигаются при установке мотора мощностью более 25 л. с.
Мотолодка «Ладога» при близких размерениях имеет более просторный, чем на «Нептуне», кокпит, лучше приспособлена для туристских походов и рыбной ловли.
Если вы покупаете самодельную глиссирующую мотолодку
Вес такой лодки длиной 3,5 м должен быть в пределах бО-90 кгс; 4 м —90-110 кгс; 4,5 м— 120-13О кгс. Если корпус оклеен стеклопластиком, вес увеличивается на 15—20 кгс.
Полная высота борта на 3,5-метровой лодке должна быть не менее 0,45 м, а на 4,5-метровой — не менее 0,65 м.
Нос лодки, рассчитанной на установку мотора мощностью свыше 5 л. с., должен быть запалублен. Желательно ветровое стекло: оно не только защищает от ветра и брызг, но и нередко спасает кокпит от заливания крутой встречной волной. Лучше, если в корме будет сделана подмоторная ниша или моторный отсек, отделенный от кокпита непроницаемой переборкой.
Завал — сужение бортов—к палубе в кормовой части корпуса не только некрасив, но и ухудшает остойчивость лодки при большом крене. Лучше, если борта будут сделаны с развалом — наклоном наружу—по всей длине Корпуса.
Желательно, чтобы форштевень был не прямым — вертикальным, а наклонным и плавно сопрягался с линией киля. Шпангоуты в носу должны иметь килеватость, иначе лодка будет испытывать сильные удары о волну.
Килеватость днища в районе транца может быть меньше, чем на миделе — в средней части, но не ниже 5°: слишком плоскодонную лодку сильно заносит на поворотах и бьет о волну. Для корпуса с килеватостью на транце больше 10° будут пригодны только самые мощные моторы.
Убедитесь в нормальном состоянии и прочности корпуса. Днище фанерной 4-метровой лодки должно быть не тоньше 5 мм, толщина борта и палубы 3—4 мм. Нужно, чтобы шпангоуты и стрингеры, на которые опирается обшивка, пересекаясь, образовывали прямоугольники размерами не более 600 х 250 мм. Проверьте качество фанеры в тех местах, где есть доступ для осмотра ее торцов -на транце, на скуле, у форштевня. Авиационная пятислойная фанера обладает гораздо более высокой водостойкостью, чем трехслойная строительная. Снимите краску и убедитесь, что фанера не расслаивается. Разумеется, корпус не должен протекать.
На металлических или фанерных лодках должны быть герметичные бачки или плиты пенопласта, обеспечивающие запас плавучести — непотопляемость лодки при аварии (см. стр. 82—84).
Гребные лодки
На небольших реках и озерах нет смысла заводить быстроходное судно. Гораздо больше удовольствия можно получить на простой гребной лодке, рассчитанной на движение под веслами со скоростью 5—7 км/ч. Обычно такие лодки имеют заостренную в подводной части корму. Как и на любом водоизмещающем судне, устанавливать на них мощный мотор нет смысла: обводы корпуса все равно не позволят выйти на глиссирование, лодка сядет кормой.
На гребных лодках длиной до 4 м не следует устанавливать мотор мощностью более 3 л. с., а на 5—6-метровых — более 5 л. с. В противном случае плавание может оказаться небезопасным.
Желательно, чтобы борта лодки были сделаны с развалом (корпус уширялся в верхней части); поперечные сечения корпуса — сечения по шпангоутам — должны быть возможно более полными, с плоскими участками v киля, хорошо выраженными скулами. Лодки со слишком округлыми шпангоутами часто оказываются валкими, неустойчивыми.
В магазинах можно найти несколько моделей гребных лодок, данные которых представлены в приложении 1 (см. стр. 302-305).
Шпоновая лодка «ШПШ-ЗМ» («Березка») — дешевая, легкая и практичная. Корпус, выклеенный на водостойком клее из шпона, не протекает и нуждается лишь в минимальном ежегодном ремонте. Недостатки лодки: низкая остойчивость и малый запас плавучести в случае опрокидывания или заливания волной; при авариях можно рассчитывать только на спасательный нагрудник или круг.
Сейчас налаживается выпуск усовершенствованной «шпонки» типа «Форель».
Прогулочные одно- и двухместные дощатые лодки (фофаны) можно видеть на многих станциях проката. В отличие от шпоновых, их необходимо держать на воде постоянно, иначе обшивка быстро рассохнется и даст течь. Весной корпусу лодки требуется тщательный ремонт для защиты от впитывания влаги.
Пластмассовые лодки «Бычок-2» и «.Пелла» хороши тем, что материал их корпуса (стеклопластик) не набухает, не гниет, обладает достаточной прочностью и эластичностью. При хорошем качестве наружного слоя пластика корпус не нуждается в окраске. И наконец, эти лодки имеют запас плавучести, достаточный для того, чтобы затопленная лодка с пассажирами и легким мотором могла оставаться на плаву. Недостаток «Пеллы» — в ее валкости, т. е. способности крениться даже при небольшом смещении пассажиров к борту.
Покупающим водоизмещающую лодку или катер
Туристские катера с двигателем до 15 л. с. при длине от 6 до 7,5 м должны иметь ширину соответственно от 1,8 до 2,4 м. Проследите, чтобы эта длина была полностью использована под каюту, кокпит и кладовые. Широко распространенный «переруб» — выделение расположенного в средней части лодки моторного отсека двумя переборками от борта до борта — создает излишние неудобства и является недостатком; лучше, если двигатель, сам по себе занимающий мало места, закрывается легким съемным кожухом.
Не стремитесь непременно иметь каюту как можно более высокой. Высокая надстройка ухудшает остойчивость и управляемость катера в сильный ветер и совершенно недопустима при плавании на морских заливах или крупных водохранилищах. Вполне достаточно высоты над сиденьями 0,9—1,2 м.
Сечения по шпангоутам и в данном случае не должны быть слишком округлыми. Лучше, если скула скруглена по небольшому радиусу, а днище — плоское или слегка килеватое.
У лодки, предназначенной для маломощного мотора (например, 6 л. с.), транец должен находиться над водой и быть заостренным книзу. Чем мощнее мотор, тем более полным должен быть транец и тем глубже он должен быть погружен в воду. Подъем днища к ватерлинии в корме обязателен.
В носу желательны острые ватерлинии и значительный развал бортов.
Проверьте, достаточно ли хорошо защищены гребной винт и руль от повреждений, доступен ли для осмотра и ремонта двигатель.
При покупке деревянной лодки проверьте состояние форштевня и ахтерштевня, концов досок обшивки в шпунтах у киля и транца. Лезвие ножа без усилия входит в поврежденные гнилью места. Зачистив на таких участках краску, сразу же прикиньте объем предстоящего ремонта, наметьте район замены обшивки. Проверьте состояние древесины под металлическим крепежом и состояние самого крепежа: стальные и плохо оцинкованные болты и заклепки, возможно, придется заменить.
Внутри корпуса необходимо осмотреть шпангоуты (в них могут оказаться трещины); ножом проверить киль и нижний шпунтовый пояс обшивки.
Надувные и разборные лодки
В магазинах можно найти несколько моделей надувных лодок, две разборные байдарки с обшивкой из прорезиненной ткани, одну складную дюралевую лодку и разборную секционную лодку из алюминиево-магнневого сплава (см. стр. 306). Эти лодки обладают определенными достоинствами: они легки и компактны — в сложенном виде удобны как для хранения, так и для перевозки любым видом транспорта, пригодны для плавания на самых мелких речках.
Одноместная надувная лодка «ЛГН-1» предоставляет своему владельцу весьма скромные возможности. Это удлиненная надувная камера, в которой с трудом размещается человек. Гребут на ней короткими гребками, наподобие теннисных ракеток, поэтому говорить о длительных переходах на такой лодке, как и вообще на одноместных надувных лодках, не приходится; они пригодны в основном для рыбалки.
Двухместные надувные лодки «ЛГН-2», «ЛГНП-2» и «Волна» уже лучше приспособлены для небольших туристских путешествий и прогулок. Их снабжают нормальными распашными веслами. Удобную легкую палатку (входит в комплект «ЛГНП-2») можно ставить как на лодке, так и на берегу. Кстати, перевернутая вверх дном лодка служит отличным матрасом.
Надувную лодку можно приспособить и для установки подвесного мотора «Салют» (варианты приведены на стр. 180), но, если говорить о дальних походах, то на любых резиновых лодках их лучше совершать по течению.
Складная дюралюминиевая лодка «Охотничья» используется в основном как челнок — рыбаками и охотниками на малых реках и тихих озерах. При заливании волной через борт лодка тонет, грести на ней трудно, идет она довольно неустойчиво. Нельзя удаляться на такой лодке от берега более чем на 500 м, выходить в плавание можно только в спокойную погоду.
В сложенном виде получается плоский пакет размерами 70x750x1200 мм, удобный для транспортировки.
Лодка «Малютка» с корпусом из алюминиево-магниевого сплава состоит из трех секций, соединяемых болтами (с гайками-барашками) по фланцам. Водонепроницаемость соединений обеспечивается резиновыми прокладками. В комплект входит сиденье из пенопластовой плиты, благодаря которому лодка остается на плаву Даже в залитом или перевернутом положении. Использовать ее можно так же, как и «Охотничью» лодку, только соблюдая предельную осторожность.
Разборные байдарки «Салют-4,7» и «Салют-5,2» предназначены для туризма и прогулок: они легки на ходу, могут использоваться не только под веслами, но и под парусом и с мотором, обладают достаточной грузоподъемностью и вместимостью. За день по спокойной воде на байдарке можно пройти до 50 км.
Дерево, стеклопластик или металл?
Самые дешевые лодки — деревянные. Но не спешите сразу же решать вопрос в пользу корпуса с фанерной или дощатой обшивкой. Эти материалы имеют важный недостаток: лодки из них недолговечны, особенно если летом они стоят на воде, а зимой хранятся под открытым небом. Фанера начинает расслаиваться примерно через четыре года, легко повреждается при ударах и при вытаскивании лодки на берег. Дерево нуждается в постоянном уходе, частых ремонтах, хорошей .защите шпаклевкой и красками от воды. Если деревянная лодка прослужит 10—12 лет, это уже хорошо.
Лодки из дюралюминия и особенно — из алюминиево-магниевого сплава выносливее и долговечнее, хотя профилактический малярный ремонт им также необходим ежегодно, каждую весну. В клепаном корпусе с большим числом деталей набора довольно сложно поддерживать чистоту. В море и на речных стоянках в районе агрессивных сточных вод дюралевая обшивка начинает интенсивно разрушаться; в нормальных же условиях срок службы алюминиевых лодок превышает 15 лет.
Лодки из стеклопластика — самые дорогие, но, купив такую лодку, вы сэкономите и деньги и время. Весной, когда владельцы деревянных или дюралевых лодок еще будут выжидать погожих дней для окраски, вашу лодку уже можно будет спустить на воду. Отпадают заботы о поддержании лодки в порядке при хранении на берегу, о защите ее от коррозии и загнивания. Корпус не набухает — не набирает веса от намокания и в принципе может служить неограниченно долго (20—25 лет).
Выбор двигателя для надувной лодки
Выбор мощности мотора является очень ответственной задачей. От правильного ее решения напрямую зависят безопасность и экономичность эксплуатации.
Рассмотрим эту процедуру на конкретном примере:
Барнаульская надувная лодка из ПВХ модели А-350.
Модель лодки А-350
Длина, м
3.50
Ширина, м
1.7
Диаметр баллона, м
0.4
Количество отсеков
3+1
Пассажировместимость, чел
4
Грузоподъемность, кг
550
Масса, кг
45
Мах мощность мотора, л.с.
15
Тип днища
плоское
На данную лодку можно устанавливать, рекомендованный изготовителем двигатель максимальной мощности до 15 л.с. Посмотрим предлагаемый моторов от компаний “Mercury” и “Honda” .
Краткие характеристики двигателей мощностью до 15 л.с.
Наименование двигателя
Мощность л.с
Масса,кг.
“Mercury 2.5M”
2.5
12
“Mercury 4M”
4
20
“Mercury 5M”
5
20
“Mercury 8M”
8
31
“Mercury 10M”
10
34
“Mercury 15M”
15
35
“Honda BF 2”
2
12
“Honda BF 5”
5
27
“Honda BF 8”
8
40
“Honda BF 10”
10
41
“Honda BF 15”
15
49
Для непосвященных скажу, что лодка начинает по настоящему «идти» после выхода на режим глиссирования. Для сравнения о своей. В водоизмещающем режиме (при большой загрузке) максимум 14 км/ч., при глиссировании 30 км/ч. Разумеется двигатель один и тот же. Итак:
Минимальная мощность двигателя, необходимая для выхода на глиссирование
Лодка выйдет на глиссирование, если на каждую лошадиную силу приходится не более 25-30 кг. ее водоизмещения. Таким образом, чтобы определить минимально необходимую мощность мотора для выхода на глиссирование, нужно просуммировать вес корпуса, оборудования, мотора и пассажиров с багажом (в килограммах) и разделить на 25 или 30 в зависимости от килеватости судна. Процесс выхода на глиссирование и само глиссирование от лодки имеет обратную зависимость от килеватости. Чем более плоское днище у лодки, тем легче и быстрее она перейдёт в глиссирующий режим. И при этом для глиссирования будет достаточно двигателя меньшей мощности.
Мотор такой мощности обеспечит экономичную эксплуатацию судна с полной нагрузкой в начальной стадии глиссирования. Мощность может считаться заведомо безопасной для лодок с отношением длины к полной ширине корпуса L/B меньше 3,5. Для более длинных и узких лодок следует уменьшить мощность вдвое.
Пример:
В нашем случае, лодка с плоским днищем, размерами 3,50м х 1,70м.
3,50/1,70 = 2,06 т.е. отношение длины к ширине менее 3,5.
Далее посчитаем водоизмещение и (поскольку лодка плоскодонная) разделим его на коэффициент 30.
Ходить на лодке будем вдвоем (80 + 80 кг), имея при себе 100 кг груза. Собственный вес лодки 45 кг. Если взять среднее арифметическое массы двигателей из таблицы, то получим 29 кг.
((80+80) + 100 + 45 + 29) / 30 = 11,1 л.с. – необходимая мощность мотора для выхода на глиссирование.
Максимально допустимая мощность двигателя по соображениям прочности
Информация о максимально возможной мощности подвесного мотора для данной лодки указывается производителем этой лодки на табличке, закрепленной на транце. Мощность, определенная там, является предельной по прочности конструкции судна.
Пример:
Мы желаем полностью использовать грузоподъемность нашей лодки (550 кг.) и при этом идти в глиссирующем режиме. Тогда необходимая мощность мотора составит:
(550кг + 45кг) / 30 = 19,8 л.с., где 45кг – собственный вес лодки.
Но изготовителем лодки заявлена максимально допустимая в 15 л.с.
Запас прочности конечно закладывается при расчетах, но неизвестно какой. Использование подвесного лодочного мотора, который превышает максимальный предел мощности для данной лодки, может привести к:
1. потере управления лодкой,
2. увеличению нагрузки на транец слишком большим весом, нарушая расчетные характеристики плавучести лодки,
3. разрушению лодки, особенно в области транца.
Минимально допустимая мощность двигателя
Может получиться так, что владелец глиссирующей лодки по каким-либо причинам временно не может приобрести мотор достаточной мощности и вынужден эксплуатировать ее с мотором меньшей мощности в водоизмещающем режиме. В этом случае следует знать, что использование излишне слабого мотора тоже небезопасно. Во-первых, в свежий ветер тяжелая лодка с маломощным мотором может не преодолеть силу ветра и ее может снести на скалы или на фарватер следования больших судов. Во-вторых, на малой скорости глиссирующие лодки становятся рыскливыми, особенно на попутном волнении. Рыскливость очень затрудняет управление, утомляет водителя и пассажиров и даже может вызвать опрокидывание лодки попутной волной. В этом случае можно дать следующую рекомендацию: использовать мотор мощностью не менее 1/4 от необходимой для выхода на глиссирование с полной нагрузкой.
Пример:
В нашем случае расчет будет выглядеть следующим образом:
((550кг + 45кг) / 30) / 4 = 4,95 л.с.,
где 550 кг.– грузоподъемность, а 45кг.– собственный вес лодки.
Применять моторы меньшей мощности нежелательно.
Максимальная загрузка лодки (в кг.) для хождения в глиссирующем режиме
Пользуясь основами арифметики выведем:
M = 30 x N – (m1 + m2 + m3), где
N- мощность, установленного двигателя, л.с.
m1- собственная масса лодки, кг.
m2- масса двигателя, кг.
m3- масса водителя и пассажиров, кг.
Применительно к нашему примеру:
При установке “Mercury 10”
максимальное количество груза, которое мы сможем взять на лодку
М = 30 х 10 – (45 + 34 + (80+80))
М = 61 кг.
При установке двигателя максимально допустимой мощности -“Mercury 15”
М = 30 х 15 – (45 + 35 + (80+80))
М = 210 кг.
Приблизительно равные вес, расход топлива этих моторов и разница в цене всего на 10%, говорят явно в пользу “Mercury 15”.
Но рассмотрим другой пример: Краб 275 производства МНЕВ и К.
Вес лодки 26 кг.
Максимально допустимая мощность двигателя 8 л.с. (восьмерка “Mercury” весит 31 кг.)
Ходить на лодке планируем в одиночку (80кг.), без груза.
Искомая мощность мотора для глиссирования:
(26 + 31 + 80) / 30 = 4,5 л.с Если установите “Mercury 5”- Вам его хватит с избытком.
Взглянем на таблицу двигателей. Весит он всего 20 кг, удобнее будет с ним управляться, а разница в цене с “Mercury 8” соизмерима со стоимостью неплохой лодки- 25 тысяч.
Осталось выбрать конкретную модель. В плане надёжности лидирующие позиции занимают японские и американские моторы. Как правило, все они гарантируют примерно одинаковый моторесурс в 2000 часов. Это неплохой показатель. Так, пробег автомобиля за 2000 часов составляет примерно 120000 км. Учитывая, что за румпелем мы проводим гораздо меньше времени, чем за рулём, такого ресурса хватит на много лет. Выбор конкретной марки обычно делается исходя из личных пристрастий, цены, технических характеристик мотора (например, вес), наличия сервиса или дополнительных опций, обеспечивающих комфорт. Для меня этой маркой стала Mercury ввиду очень удобного интерфейса управления румпельной серией моторов. Ещё один тонкий нюанс, который стоит учитывать при выборе мотора — наличие у дилера на складе запчастей и расходных материалов, как то: масла, свечей, гребных винтов, сальников редуктора, крыльчаток помпы охлаждения. Если сроки поставки запчастей — более одного месяца, можно на всю навигацию остаться без мотора в случае выхода его из строя (например, вы ударили редуктором по камню и он требует замены).
Двухтактный или четырехтактный:
Как вы наверное заметили, пока я ни разу не упомянул о четырёхтактных моторах. Попробуем понять, какие плюсы и минусы мы получим, используя четырёхтактник. В двухтактном моторе фаза выпуска отработавшей и впуска свежей рабочей смеси совмещены. Причём отработавшая смесь (или попросту выхлопные газы) вытесняется из цилиндра потоком свежей. Ввиду невозможности полностью вытеснить отработавшую смесь и избежать выбросов свежей её порции через выхлопное окно цилиндра, эффективность процесса сгорания в двухтактном моторе ниже, чем в четырёхтактном. Это приводит к повышенному расходу топлива, падению КПД рабочего такта, увеличению вредных выбросов в выхлопе. Но так как двухтактном моторе рабочий такт осуществляется в два раза чаще, литровая мощность двухтактника как правило выше, чем у четырёхтактника. По этой причине, а также из-за отсутствия деталей газораспределительного механизма, двухтактные двигатели легче четырёхтактных той же мощности и проще в обслуживании. Отдельного упоминания заслуживает вопрос вибраций. Как правило, все маломощные четырёхтактники выполняются по двухцилиндровой схеме. Чтобы обеспечить равномерность вспышек, поршни в них движутся синфазно, в отличие от двухтактника, где поршни движутся в противофазах. Не вдаваясь в теорию вибрации, скажем только, что такой мотор ничем не отличается от одноцилиндрового (!), самого вибронагруженного из всех моторов. Поэтому в конструкцию четырёхтактника вводят дополнительные балансировочные валы, чтобы уменьшить первую виброгармонику. Как нетрудно догадаться, это ещё более удорожает конструкцию и увеличивает стоимость и вес такого мотора. Поэтому двухцилиндровые четырёхтактные моторы не имеют очевидных плюсов перед двухтактными. В основном производители вынуждены выпускать их из-за ужесточающихся с каждым годом в развитых странах экологических норм. Итак, вот те плюсы, которые мы получаем от использования четырёхтактного мотора: более высокая экономичность (примерно на 20 процентов), более чистый выхлоп (особенно это заметно для водителя), нет необходимости смешивать бензин с маслом, больший моторесурс. А вот минусы: на 30-40 процентов больше вес и цена (посмотрите таблицу 2. Я умышленно включил в нее четырехтактную Хонду), необходимость транспортировки только на одном боку для предотвращения вытекания масла из картера, более дорогое обслуживание. В заключение добавлю, что при использовании рекомендованного производителем масла двухтактный мотор работает на холостых оборотах сколь угодно долго, это подтверждается как моим опытом, так и опытом моих знакомых. Но окончательный выбор за Вами.
Выбор винта лодочного мотора
Лодочный мотор, который не развивает паспортные обороты при полностью открытой заслонке дросселя, по сути дела "захлебывается" топливом. При этом сильно возрастает нагрузка на клапаны, поршни и подшипники. Лодочный мотор сильно нагревается и может перегреться от работы с опережающим зажиганием при недостаточном поступлении горючего в цилиндры. Работа лодочного мотора с опережающим зажиганием подобна работе автомобильного двигателя, который на третьей передаче заставляют тащить автомобиль с долины на вершину холма. Детонация, когда топливо дожигается в системе выхлопа, заклинивание поршня, общее повреждение мотора - всё из-за неправильно подобранного винта.
С другой стороны, превышение рекомендованной скорости вращения на валу лодочного мотора приводит к разрушению лепестковых клапанов, ускоряет износ всех деталей, в трущихся деталях образуются стружка и мелкие частицы. И, как результат - лодочный мотор разрушается. Поэтому становится понятной важность правильного подбора оптимального винта для обеспечения нормальных условий работы лодочного мотора применительно к условиям эксплуатации, наиболее соответствующим Вашему выбору. Выбирайте винт к своему лодочному мотору по каталогу производителя, но помните, что наилучший результат, может быть, достигнут только на основе собственного опыта.
Типоразмеры винтов созданы таким образом, чтобы изменение шага винта на 1 дюйм (2,54 см) соответствовало изменению скорости вращения винта на 150-200 об/мин. Если первоначально выбранный винт "тормозит" судно, попробуйте винт с меньшим шагом для увеличения скорости вращения вала. Чем больше шаг винта, тем ниже скорость его вращения.
Вычисление шага винта Несколько элементарных формул позволят на практике выяснить - какой винт нужен именно Вам:
Узнайте из инструкции к мотору Вашего судна, какое максимальное количество оборотов может он развить при полностью открытой заслонке дросселя ("полный газ"). Скорость вращения вала лодочного двигателя можно измерять тахометром. Как правило, она не должна превышать 5500 об./мин.
Разгоните свое судно и лодочный мотор с выбранным винтом до максимальных оборотов на "полном газу". Положение лодочного мотора должно быть обычным и рекомендованным для конкретных условий.
Если скорость вращения вала Вашего лодочного мотора, при полностью открытой заслонке, меньше максимальных рекомендованных оборотов, то обратитесь к показаниям тахометра, и запишите их как верхний максимальный диапазон скоростей работы данного типа винта.
Пример:
Паспортные обороты двигателя = 5000-5600 об./мин.
Максимальные обороты двигателя = 5600 об./мин.
Показания тахометра = 4800 об./мин.
Разность = 800 об./мин.
Разность шага винта в 1 дюйм (2,54 см) соответствует примерно 200 об./мин. С учетом этого, разделим найденную в нашем примере разность между фактическими показаниями тахометра и максимальными паспортными оборотами двигателя на 200. Получим 4. На этом основании попробуйте использовать винт с шагом на 4 дюйма меньше, чем у данного винта. Теперь все должно быть в порядке.
В действительности, обойтись одним каким-либо винтом нельзя. Если Вы собираетесь использовать свое судно как многоцелевое - для прогулок, рыбной ловли или для буксировки воднолыжников, например, то Вам потребуется, безусловно, больше, чем один винт.
Обкатка лодочного мотора
Чтобы защитить ваш новый подвесной лодочный мотор в первые часы его работы. а также "приработать" внутренние "узлы" двигателя, Вы должны добавить масла сверх нормы на время обкатки. Соотношение масло-топливо в первые 10 часов работы в двигателе YAMAHA должно быть 1:50, а в двигателе MERCURY и JOHNSON, EVINRUDE - 1:25. НЕ ЭКПЛУАТИРУЙТЕ мотор вне воды. Водяной насос может быть повреждён или двигатель может перегреться.
На весь период обкатки изменяйте режим водяного насоса; следите за равномерностью потока воды по индикатору водяного насоса.
0 - 15 мин.
Работа двигателя врежиме холостого хода, при этом необходимо обратить внимание на контрольную "струю" системы охлаждения. Она должна идти ровным, непрерывным потоком. Это говорит о том, что система охлаждения работает дожным образом и можно переходить к следующему этапу обкатки.
15 мин. - 2 ч.
На втором этапе обкатки допустимы обороты до 3500 (чуть меньше 1/2 хода ручки газа), при этом необходимо через каждые 10 -15 минут изменять обороты в выше указаном диапазоне. Следите за равномерностью потока воды контрольной "струи".
2 ч. - 4 ч.
Третий этап обкатки допускает обороты до 4500 (2/3 хода ручки газа). При этом необходимо через каждые 10 -15 минут изменять обороты в выше указаном диапазоне. Следите за равномерностью потока воды контрольной "струи".
4 ч. - 7 ч.
Периодически пользуйтесь полным газом в течении 1-2 минут, переходя затем на уровень газа 3/4. Меняйте обороты двигателя каждые 15 минут. Не забывайте контролировать работу водяного насоса.
7 ч. - 10 ч.
Избегайте непрерывной работы на полном ходу. Меняйте обороты каждые 15 минут. Не превышайте рекомендуемые максимальные обороты двигателя.
Маломерные суда (Большая рыбалка)
Программа телеканала «Охота и рыбалка». Один из самых азартных рыболовов страны Станислав Радзишевский приглашает в студию профессионалов, чтобы обсудить наиболее любопытные темы, связанные с рыбной ловлей. Этот выпуск передачи для владельцев гребных и моторных плавсредств и, конечно для тех, кто собирается таковым стать Квалификация П/С, регистрация, право управления, безопасность и многое другое обсуждается в передаче. На вопросы, задаваемые с позиции простого рыболова отвечает гость передачи - Андрей Печенин, зам. нач.отдела ГИМС по г. Москве
Страна: Россия
Продолжительность: 00:44:59
Размер: 563MB
Видео: DivX 5 640x480 25.00fps
Аудио: PCM 32000Hz stereo 1024Kbps
md5:06ae13fe8a09a97dc26d351a0adfdb0b
Вы здесь » На рыбалке у костра. » Катера Лодки Моторы » Выбираем Катер Лодку Мотор.