На рыбалке у костра.

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » На рыбалке у костра. » Катера Лодки Моторы » Парус для надувной лодки.


Парус для надувной лодки.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Парус для надувной лодки

Вспомогательный парус на лодке дает рыболову известные преимущества. Во-первых, он позволяет рыбачить на крупных водоемах, где запрещено плавание на моторных судах. Во-вторых, под парусом лодка может идти с минимальной скоростью и бесшумно, что важно при ловле, например, на дорожку.

http://www.kaliningrad-fishing.ru/zhur-mix/rib/0028-1.jpg

Нет необходимости копировать парусное вооружение спортивной яхты: оно хорошо только в сочетании с типично яхтенным корпусом, позволяющим судну идти к направлению ветра под углом 30-35°. Корпус обычной лодки на это не рассчитан, ее просто понесет боком.

Парусное вооружение для надувных лодок должно быть компактным, максимально облегчающим его установку, хранение и управление, мачта и другие части рангоута - легкими и небольшой длины, чтобы их можно было без особого труда уложить в лодке, когда в них нет необходимости.

Самое важное требование к вспомогательным парусам - безопасность плавания. Поэтому площадь парусов и высота центра парусности не должны превышать величин, допустимых для данной лодки с учетом ее остойчивости.

Надувная лодка должна быть снабжена хотя бы выносным килем, который будет препятствовать дрейфу, или боковому сносу, при плавании под углом к ветру.

Прежде чем приступить к изготовлению паруса, следует знать: для открытых гребных лодок с высотой надводного борта (при загруженности по ватерлинию) 0,3 метра, а также для лодок, имеющих хотя бы узкую палубу вдоль бортов, площадь парусов рассчитывается по формуле: S=1,3хLхBm2, где L - длина лодки; В - ширина лодки по ватерлинии.

Если лодка слишком валкая или имеет меньшую высоту надводного борта, площадь парусов нужно уменьшить до величины S=LхB при отношении длины к ширине L/B больше 3,5.

Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4-5 м2. Если лодкой управляет малоопытный судоводитель, площадь надо уменьшить на 1-1,5 м с помощью рифов, которыми должен быть снабжен парус. Вариант вооружения надувной лодки типа "Волна" шпринтовым гротом и стакселем показан на рис.1.

http://www.kaliningrad-fishing.ru/zhur-mix/rib/0028-2.jpg

Все основные детали рангоута и такелажа (мачта, шверц-балка, ванты) крепятся к поперечной деревянной балке, пропущенной через резиновые уключины. Мачта устанавливается в подвеске из мягкой проволоки и поддерживается вантами, прикрепленными к деревянным рейкам вдоль кормовой части бортов. К выступающим наружу из уключин концам поперечной балки навешены планки с прикрепленными к ним дюралевыми шверцами. Планки удерживаются проволочными стопорами, а сама шверц-балка от поперечных перемещений - шайбами, которые вплотную прижаты к уключинам проволочными шплинтами. Кроме вант, к продольным рейкам крепятся петли-уключины из прочного троса и кипы стаксель-шкотов.

Мачта длиной 2,6 метра для удобства транспортировки состоит из двух отрезков дюралевой трубки диаметром 40 миллиметров, с толщиной стенок 1,5 миллиметра. Стоячий такелаж (ванты и штаг) из синтетических тросов крепится на топе мачты к скрученному из проволоки бугелю.

Руль навешивается на доску, пропущенную под ручки на концах баллонов, служащие для переноса лодки. В доске сделано отверстие для баллера. Верхняя часть руля сделана из двух планок, между которыми установлено откидывающееся перо руля. На кормовой поперечине укреплены также утки для гика-шкотов и рымы, в которые вставляются продольные балки.

Если в лодке установлены пайолы, то самый ответственный узел - крепление мачты и шверцев - может быть выполнен еще надежней (см. рис. 2). В этом случае шверц-балка крепится к поперечной рейке пайола с помощью фанерного щитка размером 750х350 миллиметров и книц.

http://www.kaliningrad-fishing.ru/zhur-mix/rib/0028-3.jpg

Мачта вставляется в пятнерс и в степс, закрепленный на фанерном настиле пайола. Шверцы можно вырезать из бакелизи-рованной фанеры толщиной 8-10 миллиметров. Они вращаются на штырях по торцам шверц-балки. Две фанерные планки трапецеидальной формы, расположенные на торцах шверц-балки, удерживают шверц в вертикальном положении. При касании грунта шверцы отклоняются назад, а когда в них нет необходимости, их можно поднять вверх и зафиксировать в горизонтальном положении гайками-барашками.

Грот крепится к мачте и гику тонким синтетическим тросом через люверсы "змейкой", а стаксель - передней шкаториной к стальному тросу, который одновременно служит штагом.

Следует отметить, что наличие стакселя усложняет конструкцию парусного вооружения надувной лодки и создает дополнительные трудности при оснастке. Поэтому предпочтительнее более простое вооружение, состоящее из одного грота. Вариант такой оснастки разработан для надувной лодки "Нырок-1". Он годится и для лодок других моделей. В конструкции имеется только один сложный узел - крепление шверцев. Дело в том, что их нельзя сразу же жестко закрепить на одном месте. Они должны перемещаться вдоль борта для смещения центра бокового сопротивления относительно центра парусности, то есть для центровки лодки.

Для повышения жесткости корпуса и равномерного распределения нагрузки от парусного вооружения на днище лодки устанавливается опора из дюралевых трубок (половинок спортивного обруча), подогнутых по обводам днища и подкрепленных в продольном направлении трубками от лыжных палок. На эту опору устанавливают степс - кольцо из отрезка трубы. Свободно поворачивающаяся мачта проходит через пятнерс - отрезок трубы диаметром 40 и толщиной 1 миллиметр, раскрепленный треногой из лыжных палок, которая опирается на край сиденья и носовой рым.

Шверц-балка из дюралевой трубки диаметром 25 и толщиной 1 миллиметр устанавливается тоже на двух трубках из лыжных палок, уложенных вдоль бортов и прикрепленных к штатным уключинам и резиновым ушкам. Передвигая шверцы, можно корректировать центровку лодки.

Перо руля крепится на специальном кронштейне за кормой. Он фиксируется рым-болтом на фланце, прикрепленном к днищевой опоре. Грот крепится к мачте и к гику тонким тросом способом "змейка".

Мачта состоит из двух отрезков трубы 45x1,5x1150 миллиметров каждый, соединяемых муфтой. Стоячий такелаж отсутствует. Парус управляется при помощи гика-шкота, пропущенного через блок, закрепленный на кронштейне руля.

Рис. 1. Парусное вооружение лодки "Волна": 1 - шверц (350X260X8; бакелизированная фанера); 2 - шверц-балка Ø35 (сосна); 3 - уключина (стальной трос); 4 - поперечина (180Х15; сосна); 5 - продольные рейки Ø30; 6 - рулевое устройство; 7 - гик (дюралевая трубка Ø22; 1X1300); 8 - шпримт (дюралевая трубка Ø22; 1Х2350); 9 - мачта сборная из двух частей (дюралевая труба Ø40; 1,5X2600).

Рис. 2. Крепление мачты на "Нырке-1": 1 - рейка пайола; 2 - кница; 3 - мачта; 4 - пятнерс; 5 - шверц-балка; 6 - фанерный щит; 7 - фанерная планка; 8 - штырь; 9 - шверц; 10 - гайка-барашек.

Рис. 3. Парусное вооружение "Нырка-1": 1 - парус; 2 - гик; 3 - пятнерс; 4 - мачта; 5 - степс; 6 - шверц (легкий сплав; 600х250х1); 7 - перо руля; 8 - шкот; 9 - шпринт.

Г. Новак
"Рыболов № 4 - 1987 г."

0

2

Как выбрать ткань и сшить парус

Небольшой парус для лодки может изготовить всякий, кто знаком с азами кройки и шитья. Такой парус, правда, далек от совершенства, но тянуть будет.

Первая проблема - выбор материала. Известно, что паруса для спортивных судов шьют из синтетических тканей - дакрона, лавсана, нейлона и др. Но приобрести их практически невозможно. Поэтому владельцам судов приходится использовать льняную парусину или хлопчатобумажные ткани (фильтроткань, фильтро-миткаль, авизент и др.). Пригодны также ткани, применяемые для палаток, тентов, плащей и рабочей одежды, и некоторые пленочные материалы.

http://www.kaliningrad-fishing.ru/zhur-mix/rib/0036-1.jpg

Одно из требований к ткани - легкость. Можно шить паруса из хлопчатобумажной ткани массой 120-250 г/м2, но не слишком слабой, чтобы она не тянулась и не рвалась при усилении ветра. Для паруса площадью 3-4 м2 рекомендуется ткань массой 120-200 г/м2, площадью 4- 5 м2 - 150-250 г/м2 (к сведению: масса ситца 100 г/м2). Ткань должна быть возможно более плотной - воздухонепроницаемой. Проверить это просто: приложите ткань к губам и попытайтесь ее продуть. Пригодная для паруса ткань продувается с трудом. Она также не должна растягиваться под нагрузкой, то есть под воздействием силы ветра. Возьмите прямоугольный кусок за расположенные по диагонали углы и растягивайте его. Если вдоль диагонали образуются большие складки, значит, ткань сильно и неравномерно тянется под нагрузкой и не годится для паруса. И, наконец, еще одно условие - материал должен быть гладким, чтобы уменьшить трение воздушного потока и увеличить силу тяги.

Бесспорно, всеми перечисленными качествами не обладает ни одна льняная или хлопчатобумажная ткань. Кроме того, натуральные ткани (растительного происхождения) впитывают влагу, при хранении гниют, имеют ограниченную прочность и, как правило, ворсисты. Свойства выбранного материала можно существенно улучшить, пропитав сшитый из него парус раствором смолы ПХВ (перхлорвинил) и ацетона. 30-50 г смолы ПХВ (в нашем примере - 1/5 часть граненого стакана) полностью растворить в 0,5 л ацетона, перемешивая деревянным пестиком 10-15 минут. Отсутствие осадка свидетельствует о готовности раствора.

Затем на парус, растянутый горизонтально по шкаторинам и с вставленными латами, кистью равномерно по всей поверхности нанести раствор. После высыхания (5-8 минут) парус перевернуть на 180° вокруг передней шкаторины и операцию повторить. Особое внимание необходимо обратить на углы и швы, так как в этих местах ткань имеет несколько слоев. Для двух пропиток паруса площадью 5 м2 надо 10 поллитровых банок раствора. Если нет смолы ПХВ, можно приготовить другой состав: 4 дм3 упаковочного пенопласта растворить в смеси, состоящей из 0,25 л ацетона и 0,25 л скипидара.

После пропитки ткань становится более гладкой, воздухонепроницаемой, не впитывает влагу и не намокает, выдерживает большие нагрузки на растяжение, лучше держит форму.

http://www.kaliningrad-fishing.ru/zhur-mix/rib/0036-2.jpg

Что касается цвета паруса, то желателен белый; однако можно и голубой, полосатый.

Ткань надо покупать с запасом: на швы, серпы, боуты (места усиления), усадку и в отходы расходуется до 20 % площади материала.

Прежде чем приступить к раскрою, надо разбить плаз и вычертить на нем парус в натуральную величину. Делать это лучше на гладком деревянном полу. Наиболее сложен в раскрое и изготовлении четырехугольный парус. Его и будем кроить. Схематически его можно представить в виде двух, треугольников; диагональ, проведенная из верхнего галсового угла в шкотовый (рис. 1), будет общим основанием. Эта диагональ, а также линии передней и верхней шкаторин сходятся в одной точке, которая называется - верхний галсовый угол. В этой точке необходимо воткнуть шило и, привязав к нему намеленную толстую и прочную нитку или шпагат, отбить на полу прямую линию - переднюю шкаторину. От шила по этой линии надо отложить размер; в нашем примере - 1750 мм. Не снимая нитки с шила, отметим заданный размер диагонали - 2580 мм и, обмотав лишним концом карандаш, прочертим им дугу в том месте, где должен быть шкотовый угол. Затем на нитке отмеряем 1240 мм - длину верхней шкаторины и делаем дугу засечку для нок-бензельного угла. После этого шило надо воткнуть в точку, соответствующую галсовому углу, и радиусом 2000 мм прочертить дугу до пересечения с первой дугой - точка пересечения будет шкотовым углом.

http://www.kaliningrad-fishing.ru/zhur-mix/rib/0036-3.jpg

Чтобы разметить второй треугольник, таким же способом прочертим дугу радиусом 2800 мм из шкотового угла. Точка ее пересечения с засечкой радиусом 1240 мм будет четвертым - нок-бензельным - углом паруса.

На плазе получился плоский парус, но, чтобы он хорошо работал, его надо дополнить выпуклостями - серпами. Размеры серпов для разных типов парусов различны. Правильную аэродинамическую форму в средний ветер будет иметь четырехугольный парус, у которого величина серпов составляет: по передней шкаторине 2 % ее длины, по нижней - 3-5 % и по задней до 7 %. Отложив высоту серпа от середины линии шкаторины, прочертим плавные кривые к углам при помощи гибкой рейки, прижатой к полу грузиками.

Для построения серпа по задней шкаторине ее длину по прямой надо разделить на три равные части и к этим точкам восстановить перпендикуляры. На верхнем перпендикуляре отложить 200 мм, на нижнем - 160 мм. Эти две точки надо соединить плавными кривыми с углами, а между собой - прямой.

Приступая к раскрою ткани, надо помнить одно немаловажное обстоятельство: натуральная (растительная) ткань с течением времени будет вытягиваться поперек (по утку) и садиться вдоль (по основе) полотнища. Поэтому, чтобы в дальнейшем высота паруса не превышала высоту мачты, его надо заранее укоротить (вытягивание обычно составляет 4- 5 % длины шкаторины). Чрезмерную же усадку можно предотвратить, если до раскроя ткань намочить, просушить и прогладить утюгом.

http://www.kaliningrad-fishing.ru/zhur-mix/rib/0036-4.jpg

Ткань размечаем карандашом двумя прямыми полосами на три равные части, складываем вдоль каждой линии (рис. 2) и прошиваем на швейной машинке так, чтобы образовалась складка фальшшва шириной 15 мм (рис. 3). Фальшшов отгибаем к основному полотнищу, проглаживаем утюгом и прошиваем швом "зигзаг". Второй фальшшов полотнища прошиваем таким же способом. Рулон ткани с прошитыми фальшшвами переносим на парусный плаз и раскатываем перпендикулярно задней шкаторине, начиная от галсового угла (рис. 4). Слегка растянув полотнище и разгладив на нем морщины, закрепляем его шильями по углам и отрезаем - от рулона, оставив припуск 50 мм по задней шкаторине.

Второе полотнище укладываем так, чтобы его нижняя кромка перекрывала верхнюю кромку первого на 15-20 мм, и тоже обрезаем по задней шкаторине с таким же припуском. Когда останутся незакрытыми только участки у верхней шкаторины и у гика, выкраиваем их, оставляя припуски на подгиб шкаторин до 60 мм и на перекрой в швах - 20 мм.

После обрезки краев полотнищ надо подогнуть продольные кромки. Делается это при помощи стальной линейки. Отогнув кромку снятого с плаза полотнища на 5-8 мм, ее тут же следует прогладить горячим утюгом. В каждом соединении кромку одного полотнища отгибаем вверх, а смежную кромку другого - вниз; при наложении одной кромки на другую обе отогнутые части должны быть внутри шва.

Полотнища вновь укладываем на плаз, тщательно выравниваем подогнутые кромки, чтобы ширина шва после наложения полотнищ кромками друг на друга была 15-20 мм. Теперь полотнища нужно сметать вручную или соединить резиновым клеем. "Склеенный" парус прошивается на машинке без морщин и складок.

Паруса шьют на бытовых машинках швом "зигзаг" с максимально большим шагом. Такой шов достаточно прочен и меньше стягивает ткань. Иголки (как правило, № 90-120) должны быть очень острыми. Верхнюю нитку при сшивании нужно ослабить настолько, чтобы шов не затягивался, но ткань держал. Для основных швов можно рекомендовать хлопчатобумажные нитки № 20 или № 30 (в зависимости от толщины ткани), а для второстепенных - № 30 или № 40. Желательно, чтобы нитки были контрастного по отношению к ткани цвета, например, для белой ткани - коричневый, а для темной - белый. Любой обрыв шва при этом сразу становится заметным.

http://www.kaliningrad-fishing.ru/zhur-mix/rib/0036-5.jpg

Сшитый парус переносим на чертеж, закрепляем шильями по углам и окончательно обрезаем по периметру. Кромки шкаторин, кроме задней, загибаем таким образом, чтобы края ткани опять-таки оказались внутри шва. Места сгибов проглаживаем утюгом, а швы закрепляем резиновым клеем или ручной сметкой.

Заднюю шкаторину обрезаем с припуском 8 мм лишь на подгиб кромки. Для того, чтобы задняя шкаторина вытягивалась равномерно со всем парусом и не загибалась на подветренную сторону, пришиваем к ней полосу ткани шириной 40-50 мм - так называемую фальшивку. На подгибку шкаторины оставляем 10 мм.

Подогнутые шкаторины и фальшивку прошиваем на машинке, затем на углы паруса нашиваем боуты - накладки из той же ткани в виде секторов. Для каждого угла вырезаем по два боута - один (внутренний) радиусом 150-200 мм, другой (наружный) радиусом 200-250 мм. Кромки внутреннего боута не подгибаем - их закрывает наружный боут, у которого подгибаем на 5-8 мм кромку, после чего весь пакет проглаживаем и прошиваем по периметру.

Чтобы задняя шкаторина не отгибалась под ветер, ее нужно усилить двумя-тремя латами из тонкой рейки длиной 500 мм и шириной 40 мм. Латы вставляются в нашитые на парус карманы. Карманы выкраиваем на 5 мм шире лат и с учетом подгибки ткани, а у самой шкаторины увеличиваем до двойной ширины латы. По шкаторине карман зашиваем снизу только на половину высоты. Лата, вставленная в карман, упирается в его зашитую часть.

По всем четырем углам паруса для усиления кромок отверстий ставим люверсы. Из латунной проволоки диаметром 2,5 мм сгибаем кольцо диаметром 20 мм, накладываем его на отверстие в парусе и обметываем парусной ниткой, плотно укладывая виток к витку. Отверстие в ткани должно быть диаметром 10 мм, чтобы оставшиеся края можно было завернуть на кольцо(рис. 5).

Такие люверсы устанавливаем по передней и нижней шкаторинам на расстоянии 250 мм друг от друга для пришнуровки паруса к мачте и гику, а также на риф-банте для взятия рифов.

Г. Новак
"Рыболов № 3 - 1988 г."

0


Вы здесь » На рыбалке у костра. » Катера Лодки Моторы » Парус для надувной лодки.