На рыбалке у костра.

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » На рыбалке у костра. » Катера Лодки Моторы » Экспутация и хранение лодок и мотора.


Экспутация и хранение лодок и мотора.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ НАДУВНЫХ ЛОДОК

Срок службы надувной лодки во многом зависит от ее владельца, от того, насколько правильно он ее эксплуатирует и хранит, и определяется местом, условиями и интенсивностью эксплуатации.

Прежде всего скажем о том, каков нормальный срок службы надувных лодок. Фирма «Авон» (Англия) в своих рекламных проспектах утверждает, что ее лодки служат 10— 12 лет, но и после этого они находятся в хорошем состоянии, допускающем нормальную эксплуатацию с полной нагрузкой. Практика показывает, что максимальный срок службы надувных лодок, как правило, не превышает 16 — 20 лет и определяется в основном сроком старения прорезиненной ткани, хотя в литературе упоминаются примеры довольно активного использования надувных лодок без заплат в течение 22 лет.

На основании многочисленных статистических данных установлено, что срок службы надувных лодок колеблется в довольно широких пределах: до 4 лет эксплуатируется 17% лодок; 5-7 лет-31%; 8-12 лет-40%; свыше 12 лет— 12%. В отдельных случаях надувные лодки выходят из строя в первый же сезон, а иногда даже при самом первом выезде на рыбалку. По данным английской фирмы «Данлоп», 18% всех находящихся в эксплуатации лодок в течение своей жизни подвергались ремонту. Показательно, что 22% из них потребовали ремонта в первые же три месяца после приобретения. В чем здесь причина? Как правило, потребитель объясняет выход новой лодки из строя некачественным ее изготовлением. Конечно, это не исключено, однако чаще всего причина заключается в грубом нарушении малоопытным владельцем оговоренных предприятием-изготовителем требований к эксплуатации. Вот почему первым правилом для каждого владельца должно быть внимательное ознакомление со всеми разделами руководства по эксплуатации.

Остановимся более подробно на факторах, которые действуют на лодку в процессе эксплуатации и влияют на ее долговечность. К ним относятся солнце, кислород воздуха при наличии внутри лодки избыточного давления и влага. Каждый из указанных факторов определенным образом воздействует на долговечность оболочки и других деталей, и их надо рассматривать во взаимосвязи.

Анализ случаев преждевременного выхода надувных лодок из строя показывает, что главным из перечисленных факторов является избыточное давление воздуха в камере. Воздух, будучи конструктивным материалом, обеспечивающим (разумеется, совместно с прорезиненной тканью) прочность и почти все положительные качества надувной лодки, вместе с тем при излишне большом, сверх допустимого, давлении вызывает серьезные повреждения оболочки. И опасность представляет не столько само по себе чрезмерное повышение давления при накачивании лодки во время подготовки к спуску на воду, сколько то, что неопытный владелец не учитывает увеличение давления внутри камеры при нагреве. Наполненная рано утром после ночного холода лодка с восходом солнца начинает нагреваться. При повышении температуры воздуха внутри лодки он стремится расшириться, и, поскольку объем камеры практически постоянен, это приводит к опасному повышению давления, а в ряде случаев и к беде — оболочка лопается, лодка теряет плавучесть, а в связи с этим иногда еще и остойчивость. В некоторых климатических районах страны перепад температур окружающей среды за 8 ч может составлять до 40 °С. Это неизбежно приводит к существенному и поэтому очень опасному возрастанию давления. Построенный по материалам испытаний лодок разных типов график (рис. 5.1) показывает, например, что повышение температуры воздуха с 10 до 45 °С вызывает увеличение давления вдвое.

http://fishercity.narod.ru/naduv/foto/5.010.jpg

Нужно учитывать, что повышение избыточного давления внутри оболочки может происходить как из-за общего повышения температуры окружающей среды, так и из-за прямого нагрева поверхности лодки лучами солнца. Поверхность оболочки лодок на солнце быстро нагревается (особенно лодок темного цвета: черных, темно-синих, зеленых) и достигает иногда 75 °С.

Увеличение внутреннего избыточного давления при нагреве при проектировании лодок учитывается соответствующим выбором материала и установлением запаса прочности. В принципе запас прочности конструкций всех выпускаемых у нас надувных лодок позволяет им выдерживать практически возможные при повышении температуры перепады давления, если первоначально, до нагрева, давление не превышало нормального, указанного в инструкции значения. Воздействие повышенных температур, атмосферного кислорода и озона, солнечной радиации приводит к старению резинового покрытия оболочки и деталей из резины и к необратимым изменениям качества материала. Влияние солнечной радиации проявляется главным образом в образовании мелкой сетки трещин на поверхности, которые впоследствии также приводят к изменению технических свойств материала. Особенно интенсивно световое старение протекает в цветных резинах, не содержащих сажи.

Опасность представляет попадание влаги внутрь надувных камер лодки, неизбежное при хранении ее в сыром, непроветриваемом помещении или при укладке непросушенной лодки (см. п. 5.З.). В большинстве случаев вода внутрь оболочки попадает через клапаны наполнения, например при промывке наружных поверхностей от загрязнений (в ненаполненном состоянии) или во время наполнения камер воздухом, если в соединительном шланге имелась вода.

Кроме того, на внутренней стороне оболочки влага конденсируется из-за разности температур. Вода внутрь лодки может попадать во время эксплуатации даже через малозаметные повреждения оболочки.

Поскольку для изготовления надувных лодок чаще всего используют прорезиненные ткани на основе хлопчатобумажного текстиля, попадание влаги внутрь камер, имеющих нарушение внутреннего резинового покрытия, вызывает загнивание текстильной основы, что приводи! к снижению прочностных свойств материала оболочки, внутренних заделочных лент, перегородок и к отслоению резинового покрытия. Эти очень опасные изменения свойств важных деталей лодки практически обнаружить невозможно, а действие их может проявиться в любой момент, например в аварийной  ситуации  (так,  при   повреждении   одного  из отсеков могут выйти из строя перегородки).

На моторных лодках под действием воды происходят коррозия металлических деталей, а также набухание деревянных деталей, коробление и расслоение фанеры. Со временем и особенно при нарушении нормальных правил эксплуатации лодки качество покрытий нарушается, а вода почти всегда имеется в лодке из-за забрызгивания при ходе под мотором, на волнении, в дождь, при рыбной ловле.

Для лодок, эксплуатирующихся на юге нашей страны, особенно на водоемах Средней Азии, к влиянию перечисленных выше факторов на долговечность надувных лодок добавляется действие соли. Ее концентрация в водоемах достигает 20%. Попадая на лодку, соленая вода, концентрация соли в которой увеличивается при испарении под действием солнца, выступает в роли химически агрессивной среды по отношению к материалам лодки.

УПАКОВКА И ХРАНЕНИЕ. Для подавляющего большинства владельцев надувных лодок любой выезд на реку, озеро, водохранилище связан с необходимостью транспортировать лодку на различные расстояния, поэтому очень важно, чтобы она была компактно упакована (рис. 5.2.). В связи с многообразием конструкций лодок трудно дать единые рекомендации по особенностям упаковки каждой из них, поэтому вначале владельцу лодки надо следовать заводскому способу упаковки оболочки и порядку расположения комплектующих деталей в чехлах. С течением времени у владельца может выработаться индивидуальный более удобный для него метод упаковки оболочки.

Упаковку оболочки желательно производить, разложив плоскость днища на ровном месте. В первую очередь следует вывернуть клапаны, вынуть и разобрать комплектующие детали, высушить оболочку. При сворачивании оболочки лодки необходимо полностью удалить из нее воздух путем выжимания его из оболочки, для этого нужно обратить внимание на места расположения клапанов, перегородок и выбрать рациональный для данной оболочки способ сворачивания.

Многолетней практикой установлено, что лодки «Дельфин», «Айгуль» и другие, у которых оба клапана расположены в носовой или кормовой части, надо укладывать следующим образом: несколько растянуть борта в стороны, наложить их друг на друга, перегнув оболочку по осевой линии, затем начать сворачивать в валик со стороны, противоположной стороне расположения клапанов. В этом случае воздух легко и быстро выйдет через отверстия втулок. Свернув оболочку до мест расположения клапанов, оставшуюся часть надо свернуть навстречу первому валику и уложить ее на него. Свернутую лодку можно перевязать причальным стропом.

При сворачивании лодок «Уфимка», «Нырок-1», «Ны-рок-2», «Нырок-4», «Вега» и т. п. с клапанами, размещенными в носу и корме на разных бортах, оболочку необходимо сначала сложить вдоль по осевой линии, затем пополам по линии миделя и потом сворачивать в рулон от этой линии аналогично первому способу.

Лодки ЛГН-1, «Юрюзань», «Омега», «Стриж», «Лугань» и другие, у которых оба клапана установлены на одном борту, нужно сворачивать в рулон в продольном направлении параллельно ДП начиная с борта без клапанов. Сворачивание следует производить до конца, а рулон сложить втрое.

При сворачивании лодок с клапанами, расположенными в других комбинациях (на надувном днище, вклеенной банке и т. д.), оболочку надо складывать с учетом габаритов упаковочных чехлов таким образом, чтобы был свободный выход воздуха из всех отсеков.

Во всех случаях укладки необходимо учитывать места размещения жестких элементов уключин, опор для жестких сидений, бобышек под транец и т. п. Упаковку лодок в чехол типа заплечного мешка нужно производить таким образом, чтобы более мягкая сторона (без жестких выступов) находилась в зоне, прилегающей к спине. Гребные лодки, как правило, упаковывают в один чехол в виде заплечного мешка. Только лодки, снабженные неразъемными веслами, укладывают в два мешка. Если лодку необходимо переносить на значительные расстояния, следует уделить внимание подготовке лямок. Опытные владельцы подкладывают под лямки специальные мягкие подплечники. Моторные и парусные лодки небольших и средних размеров упаковывают в два чехла, крупногабаритные, имеющие дополнительные комплектующие детали  —в три. Мягкую оболочку этих лодок укладывают в один чехол типа мешка, переносимого как рюкзак, или в эластичную сумку, а жесткие комплектующие детали — в другой чехол, чаще в виде конверта. Иногда в качестве упаковочных чехлов используют комплектующие детали лодок, например сиденья, мех-насос в форме мешка, съемную надувную деку-сумку и др.

Габаритные размеры упаковок надувных байдарок отечественного и зарубежного производства приведены в прилож. 2.

Крупногабаритные моторные лодки с жестким пластиковым днищем снабжены специальными приспособлениями с колесами, которые навешиваются на транец. Лодки перевозятся за автомобилем как трейлер, а до водоема перекатываются вручную. При транспортировании туристских лодок, масса которых превышает 25 кг, используют легкие разборные тележки на колесах.

Индивидуальные легкие спасательные лодки массой около 2 кг упаковывают в чехол, который крепится к поясу летчика, парашютно-подвесной системе или спасательному жилету. Коллективные спасательные лодки укладывают в специальные контейнеры, автоматически раскрывающиеся при ударе о воду.

По окончании сезона лодку нужно подготовить к зимнему хранению: очистить ее оболочку мягкой щеткой от песка, грязи, водорослей и т. п. Особенно тщательно следует удалить песок, скопившийся между надувными бортами и днищем. Грязь и масляные пятна смывают теплой водой с мылом с помощью губки или ветоши. Применять для этой цели бензин или другие органические растворители нельзя. Комплектующие детали — сиденья, весла, мех-насос и др. — перед упаковкой должны быть также тщательно очищены, промыты и высушены. Шланг меха-насоса желательно хранить в расправленном состоянии, не допуская его перегибов и переломов.

При обнаружении повреждений, даже небольших, надо произвести ремонт, не откладывая его до весны. Если лодка не нуждается в ремонте, ее необходимо промыть чистой водой и тщательно просушить, лучше в тени на ветру в слабо наполненном состоянии. Важно, чтобы была хорошо высушена лента (регулятор), соединяющая борта и днище, для чего следует спустить воздух из лодки и вывернуть наружу днище. Воду или конденсат, оказавшиеся внутри боргов, также удаляют, после чего лодку на некоторое время оставляют для просушки с вывернутыми клапанами. Перед свертыванием лодки внутрь камер нужно засыпать небольшое количество талька, а также присыпать тальком наружные поверхности.

Если позволяют условия, лодку хранят в развернутом и слегка наполненном состоянии. При хранении в упакованном виде желательно складывать ее как можно свободнее, так как в местах крутых перегибов оболочки чаще всего появляются трещины. Чем свободнее свернута лодка и больше радиусы сгибов, тем меньше вероятность образования в резиновом слое оболочки трещин, нарушающих ее воздухонепроницаемость. С этой же целью один раз в три месяца лодку следует переукладыва гь, обращая внимание на то, чтобы старые сгибы не совпадали с новыми. При этом рекомендуется вентилировать внутреннюю поверхность оболочки, наполняя камеры воздухом и спуская его два-три раза.

Хранить лодку рекомендуется в сухом помещении при температуре воздуха 0 — 25 °С и относительной влажности воздуха 30-80%, при этом она должна быть защищена от воздействия солнечных лучей и находиться на расстоянии не менее 1 м от нагревательных приборов. В процессе хранения лодка не должна подвергаться воздействию масла, бензина, керосина, щелочей и других химически активных веществ, разрушающих резиновый слой и текстильную основу оболочки.

Парус надо хранить так, чтобы по возможности меньше мять его, так как любые морщины и помятости материала не разглаживаются под действием слабого ветра, что снижает скорость лодки. Лучше хранить парус навитым на гик.

0

2

Подвесной мотор на зимовке 

Техническое обслуживание в период между сезонами позволит сохранить лодочный мотор в том же состоянии, в котором вы убирали его для хранения.

    Первое, что надлежит сделать, готовя мотор к длительному хранению, это проверить, удалена ли полностью вода из системы охлаждения.

Установите мотор на специальной стойке или на верстаке и, отсоединив провода от свечей зажигания, проверните коленвал при помощи ручного стартера таким образом, чтобы вода, оставшаяся в каналах системы охлаждения, вылилась. Следует иметь в виду, что таким образом не всегда удается полностью удалить воду из двигателя. Поэтому лучше хранить мотор не при отрицательных температурах окружающего воздуха, а в сухом отапливаемом помещении. В таких условиях лучше сохраняются также резинотехнические и пластмассовые детали. Проверьте наличие смазки и отсутствие воды в корпусе редуктора и при необходимости дополните или замените смазку. Проверните коленвал еще несколько раз, чтобы поверхности шестерен и подшипников покрыла защитная пленка. Подобную операцию рекомендуется проделывать не реже одного раза в месяц в течение зимы, это обеспечит сохранение защитной пленки на поверхности деталей. Необходимо тщательно осмотреть мотор, подтянуть все крепежные детали, проверить провода высокого напряжения в системе зажигания, топливопроводы и другие детали, подверженные повреждению и износу.
    Для лучшей сохранности мотор рекомендуется законсервировать. Его следует очистить от пыли и грязи, хорошо промыть бензином все наружные поверхности и насухо протереть. При необходимости детали двигателя нужно очистить от нагара. Снимите крышки выхлопа и осмотрите выхлопную полость цилиндра. Если она покрыта значительным слоем нагара, то нагарообразование, очевидно, имеется и в камере сгорания. В этом случае двигатель разбирается и детали помещаются в раствор, состоящий из 10 л воды, 200 г кальцинированной соды, 100 г жидкого мыла, 100 г жидкого стекла (кремнистого натрия). Температура раствора должна составлять 85.90 °С, время выдержки 2.3 часа. После выдержки деталей в растворе, разрыхлившийся нагар нетрудно удалить скребком или волосяной щеткой. Очищенные детали нужно промыть в горячей воде.
    Существует также способ очистки нагара без разборки двигателя. Для этого в каждый цилиндр горячего двигателя, установленного свечными отверстиями вверх так, чтобы поршни закрывали выхлопные окна обоих цилиндров, заливают смесь, состоящую из 80 % керосина и 20 % масла, применяемого для приготовления топливной смеси. После этого вворачивают свечи и оставляют двигатель в таком положении на 10.12 ч. Затем смесь сливают и запускают двигатель на 20.30 мин. За это время размягченный смесью нагар выгорает. После этого можно приступать собственно к консервации двигателя. Двигатель прогревают, ставят свечными отверстиями вверх, устанавливают поршни поочередно в положение нижней мертвой точки и вливают через свечные отверстия по 50.70 см3 чистого обезвоженного авиамасла МС20, МК22, индустриального масла И12А или автотракторного масла. Дают выдержку 1.2 мин и коленвал плавно проворачивают за маховик на 3.4 оборота. Затем мотор ставят в вертикальное положение, коленвал дополнительно проворачивают за маховик на 2.3 оборота. Очищенные от нагара свечи зажигания устанавливают на место.
    Можно использовать и другой способ консервации. Двигатель запускают и прогревают до рабочей температуры. Затем топливный шланг отсоединяют от мотора. При помощи шприца непосредственно в смесительную камеру карбюратора впрыскивают малыми порциями 80.150 см3 автотракторного масла до остановки двигателя. Образующийся при этом в кривошипной камере масляный туман равномерно смазывает все ответственные детали двигателя. После консервации в отверстия карбюратора и проставки следует поставить заглушки из бумаги или дерева.
    Моторы с электростартером требуют несколько большего внимания в период хранения, чем моторы с ручным запуском. Если лодка хранится на открытом воздухе, рекомендуется снять пульт дистанционного управления с электрическими проводами и поместить его на хранение в сухом месте. Аккумуляторную батарею на период между сезонами «выключать» нельзя. Она подвергается меньшему износу, если хранить ее в прохладном месте. Однако электролит в разряженной батарее может замерзнуть. Хранить аккумулятор нужно в помещении, обеспечив его защиту от сырости. Если количество электролита составляет меньше половины, то аккумулятор необходимо дозаправить. Подзаряжать батарею нужно не реже одного раза в два месяца, т. к. в противном случае она разряжается и быстро выходит из строя.
    Никогда не экономьте, пытаясь сохранить неиспользованное горючее от одного сезона до другого. В конце сезона опорожните топливный бак и промойте его чистым бензином, поскольку оставшееся масло за зимние месяцы может образовать смолистые вещества. Храните бак в сухом защищенном месте со снятой крышкой заливной горловины. Гребной винт снимите, смажьте гребной вал тонким слоем консистентной смазки и поставьте винт на место. Не закрывайте мотор, аккумуляторную батарею или топливный бак герметичным кожухом или пленкой; под такой защитой может образоваться конденсат, который вызовет ржавление деталей.
    И  в  заключение несколько рекомендаций по подготовке мотора к первому выезду после зимнего хранения. Проведите контрольный осмотр мотора, сначала очистив его от механического загрязнения. Даже «перезимовавший» в нормальных условиях мотор окажется запыленным. Загрязненный двигатель рекомендуется очистить — лучше всего при помощи керосина, весь мотор протереть мокрой тряпкой и затем насухо вытереть. После этого нужно провести расконсервацию мотора в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
    Присоединительные болты и клеммы проводов к аккумуляторной батарее при необходимости нужно очистить от окиси и слегка смазать консистентной смазкой для защиты от коррозии. Проверьте уровень электролита в батарее, залейте ее до требуемого уровня дистиллированной водой, но не выше. Для проверки заряженности аккумулятора решающими являются величина напряжения и плотность электролита. Выверните свечи, осторожно очистите нагар, в случае необходимости отрегулируйте зазор между электродами, осторожно пригибая электрод на корпусе свечи. Проверьте зазор в контактах прерывателей магдино; если это нужно, зачистите контакты и отрегулируйте зазоры. Вмешательство в карбюратор не рекомендуется. Для хорошей работы его достаточно очистить, правильно отрегулировать согласно инструкции.

Е. ФИШБЕИН

0


Вы здесь » На рыбалке у костра. » Катера Лодки Моторы » Экспутация и хранение лодок и мотора.